Проблемы правового регулирования производства серы в Казахстане / Журнал «Нефть и Газ» / Блоги.Казах.ру — блоги Казахстана, РК
rus / eng / kaz


Если у вас уже есть блог в другом месте — можно автоматически транслировать записи из него в нашу блог-платформу Можно ставить записям будущее время. Запись будет в черновиках и в указанную минуту автоматически опубликуется. Статья Корпоративные блоги: Как вести? содержит практические советы и примеры
Любой блог можно сделать коллективным. Для этого надо определенным (или всем) пользователям дать права на запись в него. СМИ могут копировать в свой блог ленту новостей или статей. Дополнительное внимание и комментарии обеспечены.












Журнал «Нефть и Газ»



Блог научно-технического журнала «Нефть и газ»

Блог Neft-Gaz
Автор блога
Лента друзей
Войти Регистрация



Проблемы правового регулирования производства серы в Казахстане

Ж. С. Елюбаев, к.ю.н.,
Управляющий правовой советник Евразийского подразделения корпорации
«Шеврон», президент Казахстанской ассоциаций юристов нефтегазовой отрасли (KPLA)
Г. Алматы, Казахстан


В ряди нефтегазодобывающих стран, например Россия, Канаде, Саудовской Аравии, объединенных Арабских Эмиратах, Казахстане, серу производят в результате первичной очистки нефти и газа, добытых из недр на основе контрактов на недропользование. Таким образом, как правило, при извлечении серы из нефти и газа недропользователи отдельного контракта на добычу/производство серы не заключают, поскольку в этих случаях сера является не главным, а сопутствующим полезным ископаемым. Порой право недропользователя на извлечение серы из нефти и газа предусматривается в контракте на добычу нефти и/или газа. Например , в одном из контрактов, заключенных с крупным иностранным подрядчиком, осуществляющим в Казахстане добычу нефти с высоким содержанием сероводорода, было указано, что недропользователь имеет право доступа на контрактную территорию «с правом разведки, бурения, оценки, разработки, получения, добычи, обработки, хранения и транспортировки нефти и газа». Причем в этом же контракте была дана интерпретация термина «нефть и газ», который означает «любую минеральную нефть или аналогичные углеводороды, природный газ и газоконденсат, существующие в своем естественном состоянии в пластах или добываемые из пластов, а также все вещества (кроме воды), включаю серу, добываемые в вязи с добычей таких углеводородов». Подробное изложение контрактных положений позволяет недропользавателю выделять серу из нефти и газа без заключения отдельного контракта на ее добычу, что в принципе является нормальным процессом юридического закрепления права недропользователя на добычу попутного полезного ископаемого.

Между тем производство серы, т.е. ее извлечение из другого минерального сырья без заключения отдельного контракта на недропользование, требует определенного правового и технического регулирования. Однако прежде чем приступить к анализу правовых аспектов производства серы, рассмотрим ряд используемых в настоящее время технологий.
Так, анализ производственной деятельности серо добывающих и серо производящих предприятий, а также изучение специальной литературы позволяют определить следующие основные виды технологий производства серы из сероводородсодержащих газов и нефти:
- модифицированный процесс Клауса;
- процесс Клауса с использованием обогащенного кислородам воздуха или кислорода;
- процесс каталитического прямого окисления сероводорода в элементарную серу;
- утилизация аммиака содержащих сероводородных газовых потоков, образующихся при отпарке кислых стоков, на установках производства серы;
- процесс производства элементарной серы из отходящих газов, содержащих диоксид серы, методом высокотемпературного восстановления диоксида серы метаном.
Например, в компании «Тенгизшевройл» (Казахстан) элементарную серу получают путем применения модифицированного процесса Клауса, т. е. процесса окисления сероводорода с получением серы на установке У - 400, который протекает в две последовательные стадии – термическую и каталитическую. При этом сырьем для установки У – 400 служит поступающий с установок аминоочистки кислый газ, который сжигается в определенном соотношении в присутствии воздуха, подаваемого в печь. На термической стадии кислый газ с высоким содержанием сероводорода (до 80%) сжигается в печи Клауса с кислородом и воздухом при соотношении, обеспечивающем окисление части сероводорода с образованием диоксида серы в количестве, необходимом для стехиометрического протекания реакции окисления сероводорода диоксидом серы (реакция Клауса). Целью термической стадии процесса является извлечение значительной части элементарной серы, из кислого газа на термической стадии составляет примерно 71%.
Сложным и важным технологическим процессом является и обработка элементарной серы для ее дальнейшего использования, однако этот процесс нельзя оценивать как добычу либо производство самой серы. Этот процесс связан с видоизменением серы, при котором она не теряет своих специфических свойств полезного ископаемого или свойств готовой продукции/товара. На серо производящих предприятиях используется такие виды обработки элементарной серы, как:
- дегазация жидкой серы;
- грануляция серы;
- чешуирование серы;
- производство молотой серы (порошок);
- плавление комовой серы и фильтрация жидкой серы;
- сжигание серы в системах производства серной кислоты или для получения газов, содержащих диоксид серы.
В России и странах СНГ одной из ведущих организаций, занимающихся проектированием производств серы, является ОАО «Гипрогазоочистка». Построенные по ее проектам установки производства элементарной серы десятки лет успешно функционируют практически на всех нефтеперерабатывающих заводах бывшего СССР, а также на предприятиях, добывающих природный газ, содержащий сернистые соединения. Например, такие установки производства серы в настоящее время действуют ОАО «Славнефть-Ярославнефтеоргсинтез» (Россия) , ООО «Лукойл- Пермьнефтеоргсинтез» (Россия), ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (Россия), АО «Мажейкю Нафта» (Литва).
Следует отметить, что за последние 20 лет мировая структура производства серы из различного содержащего сырья существенно изменилась. Регенированная (до 90% из сероводорода )сера составляет основную массу товарной продукции. С пуском Мубарекского, Оренбургского, Астраханского и Тенгизского комплексов по добыче и переработке сероводородсодержащих газов и нефти практически возникла новая под отрасль в промышленности – газохимическая, которая характеризуется глубокой комплексной переработкой углеводородного сырья с извлечением гелия, этана, пропана, бутана, серы, мерокаптанов и получением моторных топлив и т.д.
Таким образом, производство серы на предприятиях нефтехимической индустрии не идентично понятию добычи серы из недр, поскольку для осуществления последней необходимо заключения контракта. Предоставляющего право на недропользование. В ряди случаев, как указывалось выше, право на добычу/производство серы, например путем ее выделения из нефти и газа, регулируется иными правовыми и нормативно-техническими актами, чем правовыми актами, регулирующими отношения в сфере недропользования.
В связи с этим первую очередь необходимо обратится к положениям Закона РК №214 «О лицензировании» от 11 января 2007 г. (далее – Закон о лицензировании), регулирующим отношения в сфере промышленности. Так, пункт 2 статья 12 названного Закона устанавливает обязательность получения государственной лицензии при «проектировании эксплуатации горных, нефтехимических, химических, нефтегазоперерабатывающих производств». Данный вид лицензионной деятельности включает также работы по получению «продуктов органической и неорганической химии», «продуктов первичной или глубокой переработки нефти». Пункт 3 статья 12 Закона о лицензировании относит к лицензированному виду деятельности и «переработку минерального сырья (за исключением переработки общераспространенных полезных ископаемых)».
Аналогичные положения содержаться и в «Правилах лицензирования отдельных видов деятельности в сфере промышленности» , утвержденных Постановлением Правительства РК №1311 от 28 декабря 2007 г.
Исходя из этих законодательных положений хозяйствующий субъект, производящий серу, обязан получить государственную лицензию, поскольку, как известно серу получают путем эксплуатации нефтехимического, химического или нефтегазоперерабатывающего производства; сера относится к продуктам первичной переработки нефти и, наконец , серу получают в результате переработки минерального сырья. Поэтому производство серы без получения государственной лицензии является противозаконной деятельностью. Однако следует иметь в виду, что такая лицензия необходима не для непосредственного производства серы, а в целом для ведения указанных выше видов полезной деятельности. Естественно, при осуществлении хозяйствующим субъектом таких видов лицензионной деятельности выпускается и другие виды продукции, в частности товарная нефть, нефтепродукты, газы, например пропан, бутан, и другая продукция.
До принятия Закона о лицензировании действовал Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона, №2200 «О лицензировании» от 17 апреля 1995 г., принятый им в период парламентского кризиса в стране. В дальнейшем этот Указ Президента РК принял статус закона и действовал до принятия Закона о лицензировании к лицензионным видам деятельности относились: эксплуатация промышленных взрыва-, и пожароопасных производств; эксплуатация котлов, сосудов и трубопроводов, под давлением; переработки минерального сырья. Поскольку производство серы практически всегда осуществляется в промышленных взрыва-, пожароопасных производствах, с использованием котлов, сосудов и трубопроводов высокого давления, а также путем отделения ее от других видов минерального сырья, то, естественно, хозяйствующим субъект и по ранее действовавшему законодательству обязан был иметь государственную лицензию.
Важным правовым актом Республики Казахстана, регулирующим отношения в сфере промышленности, является Закон РК №314 «О промышленной безопасности на опасных производственных объектах» от 3 апреля 2002 г. ( далее - Закон о промышленной безопасности). В соответствие со статьей 3 этого правового акта к опасным производственным объектам относятся к объекты, на которых, в частности, производятся, используется, хранятся, транспортируются такие опасные вещества (следует понимать и как опасная продукция /опасный товар), как, например, взрывчатые вещества, которые при определенных видах внешнего воздействия способны на быстрое само распространяющееся химическое превращения с выделением тепла и образование газов; горючие вещества, способные самовозгораться, а также возгораться от источника зажигания и самостоятельно гореть после его удаления,
Если обратится к положениям ГОСТа 127.1-93(пункт 2.1), то в этом техническом стандарте отмечается, что «сера горюча, взвешенная в воздухе пыль пожара, - взрывоопасна, а выделяющийся из жидкой серы сероводород взрывается при обычной концентрации от 4,3 до 45%». Этим же ГОСТом сера отнесена к продукции 4-го класса опасности. Это обстоятельство, например, подтверждается тем, что на производственных площадках компании «Тенгизшевройл», где размещена и хранится комовая сера, только в период 2003 – 2006 гг., произошло 16 самовозгораний, которые. Правда, сразу же были ликвидированы соответствующими службами компании, в связи с чем ни природной среде, ни здоровью населения ущерба причинено не было.
Согласно пункту 2 статьи 3 Закона о промышленной безопасности к опасным производственным объектам, в частности, относятся и «технические устройства, работающие под давлениям более 0,007 МПа или при температуре нагрева воды более 115 *С» это условие может быть распространено на деятельность хозяйствующего субъекта, производящего серу, поскольку практически все технологии здесь предусматривают использование технических устройств, работающих под большим давлением, например системы Клауса.
Приведенные условия производственной деятельности налагают на физических и юридических лиц – владельцев опасного производственного объекта, в частности на производителя серы, следующие важные обязанности (статья 11 Закона о промышленной безопасности):
- соблюдать требования промышленной безопасности;
- использовать технологии, технические устройства, материалы, допущенные к применению на территорию Республики Казахстан;
- организовать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности;
- обеспечивать проведения экспертизы промышленной безопасности зданий, согласований планов развития горных работ, диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, материалов, применяемых на опасных производственных объектах, в установленные нормативными правовыми актами сроки или по предписанию государственного инспектора;
- проводить экспертизу технических устройств, материалов, отслуживших нормативным сроком эксплуатации, для определения возможного срока дальнейшей эксплуатации;
- допускать к работе на опасных производственных объектах должностных лиц и работников, соответствующих установленным требованиям;
- предотвращать проникновение на опасные производственные участки посторонних лиц;
- предоставлять в территориальные подразделения уполномоченного органа сведения о порядки организации производственного контроля и работниках, уполномоченных на его осуществление;
- проводить анализ причин возникновений аварий ,осуществлять мероприятия, направленные на предупреждения, ликвидацию аварий и их последствий;
- незамедлительно информировать территориальные подразделения уполномоченного органа, органы местного государственного управления, населения и работников об авариях;
- вести учет аварий;
- выполнять предписания по устранению нарушений требований нормативных правовых актов в сфере примышленной безопасности, выданных государственными инспекторами;
- предусматривать затраты на обеспечение промышленной безопасности при разработке планов финансово-экономической деятельности;
- предоставлять в территориальные подразделения уполномоченного органа информацию об авариях, травматизме и профессиональной заболеваемости ;
- страховать гражданско-правовую ответственность владельцев опасных производственных объектов, подлежащих декларированию, деятельность которых связана с опасностью причинению вреда третьим лицам;
- предоставлять государственным органам, гражданам достоверную информацию о состоянии промышленной безопасности;
- при предъявлении документа о назначении проверки и служебного удостоверения беспрепятственность допускать государственного инспектора на опасный производственный объект для осуществления функций, вложенных законом;
- обеспечивать своевременное обновления технических устройств, материалов, отработавших свой нормативный срок;
- декларировать опасные производственные объекты, определенные законом;
- обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями организационно-технических мероприятий, обеспечивающих безопасные выполнение работ;
- обеспечивать подготовку, переподготовку, повышение квалификации аттестацию работников в области промышленной безопасности;
- обеспечивать проведение экспертизы деклараций промышленной безопасности;
-заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами и формирования договоры на обслуживания или создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования;
- иметь резервы материальных и финансовых ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
- обучать работников методам защиты и действиям в случае аварий;
- создавать системные наблюдения, оповещения, связи и поддержки действий в случае аварий на опасных производственных объектах и их устойчивое функционирование;
- за трое суток извещать территориальное подразделения уполномоченного органа о намечающихся перевозках опасных веществ, наличие которых на промышленном объекте является основанием для декларирования согласно закону;
- осуществлять поставку на учет и снятие с учета в территориальных подразделениях уполномоченного органа опасных производственных объектов;
- согласовать с уполномоченным органов проекта (в том числе локальные) на строительство, реконструкция, модернизацию, ликвидацию опасных производственных объектах;
- при вводе в эксплуатацию опасных производственных объектов проводить приемочные испытания с участием представителя уполномоченного органа.
Здесь следует особо отметить обязанность владельца опасного производственного объекта декларировать объекты, на которых разрабатываются, производиться, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются и уничтожаются опасные вещества, указанные в Приложении Закона о промышленной безопасности, а также иные вещества, прямо указанные в статье 11-1 приведенного закона. Между тем, если анализировать это Приложение к Закону о промышленной безопасности, то в нем нет упоминания о сере, хотя в перечень включены такие вещества, как сернистый водород, диоксид и триоксид серы. Однако эти вещества не являются серой, поэтому вопрос о декларировании таких опасных объектах, где производится сера, остается открытым. Можно занять позицию, что раз сера не включена в перечень опасных веществ в Приложении к закону, то опасные объекты, где производят серу, декларировать не нужно, хотя подобная позиция не бесспорна последующей причине. Так, в названном Приложении в перечень опасных веществ включены в числе других окисляющиеся вещества, взрывчатые вещества и вещества, представляющие опасность окружающей среды, если их предельное количество при размещении и хранении превышает соответственно 200,25 и 200 т.
Сера при определенных обстоятельствах может быть взрывоопасна, она может окислятся при соприкосновении с землей, а также может представлять опасность окружающей среде в случаях нарушения природоохранных требований. Однако такие последствия наступают не в связи с самим производством, размещением и/или хранением серы, а только при наличии определенных условий и/или при наступлении определенных последствий, например при нарушении правил обращения с серой, поэтому спорным остается вопрос о декларировании опасных объектов и по этим основаниям.
Названые спорные моменты могут быть разрешены только путем совершенствования законодательных и иных правовых актов, регулирующих отношения в сфере промышленности, поскольку неточные формулировки положений таких актов, позволяющих их широкую интерпретацию, не способствует выработке правильной и единообразной правоприменительной практики. Строгий подход к вопросам эксплуатации опасных производственных объектов подлежат особому учету, регистрации, в частности и форме декларирования, осуществляемого сами владельцем опасного объекта. При током под ходе нет необходимости в Приложении к закону, поскольку практика показывает, что невозможно составить полный перечень опасных веществ или опасных видов деятельности для особого их регулирования. Достаточно лишь выбрать общее правила и принципы контроля за деятельностью опасных производственных объектов, в частности объектов по производству серы.
Здесь необходимо обратиться и к Закону РК №302 «О безопасности химической продукций» от22 июля 2007 г., так как этот законодательный акт устанавливает правовые основы обеспечения безопасности химической продукции для защиты жизни и здоровью человека, охраны окружающей среды и интересов потребителей на территории Казахстана. И поскольку сера в любом ее виде является химической продукцией, отношения, связанные с ее добычей и производством, должны регулироваться приведенным выше законом.
Обратимся к терминологической части Закона о безопасности химической продукции. Так, согласно пункту 8 статьи 1 названного закона под химической продукцией понимается «продукция, прошедшая технологические стадии выделения из природных ресурсов и/или преобразования сырья с использованием химических реакций и годная к использованию для удовлетворения потребностей человека или для производства в том виде, в котором она выпущена предприятием-изготовителем». В силу этого законодательного положения серы, выделенная из природных ресурсов (например, из серосодержащей руды, нефти или газа) путем химических реакций и на технологическом оборудовании, например в результате использования процесса Клауса, подпадает под категорию химической продукции как годная для применения в антропогенной деятельности.
Существует и термин «опасная химическая продукция», под которой понимается «химическая продукция, в состав которой входит хотя бы одно химическое вещество, отнесенное к одной из категорий, перечисленных в пункте 4 статья 5» Закона о безопасности химической продукции. В указанной норме приведены химические вещества, обладающие свойствами, которые могут оказывать вредное воздействие на жизнь и здоровью человека, окружающую среду, и эти вещества подразделены на определенные категории. В частности, по физико-химическим свойствам выделены в отдельную категорию следующие вещества:
- взрывчатые вещества;
- легковоспламеняющиеся жидкости;
- легковоспламеняющиеся твердые вещества;
- вещества, опасные для водной окружающей среды;
- вещества, опасные для воздушной среды и почвы.
Обладает ли сера такими свойствами? Наверное, можно положительно ответить на этот вопрос поскольку сера при определенных обстоятельствах и в случаях нарушения условий производства, размещения, хранения и транспортировки может быть взрывоопасна; при определенных условиях жидкая и твердая сера может воспламенятся; сера может быть опасна для водной, воздушной среды и почвы при ее неконтролируемом попадании в эти объекты природной среды. Вследствие этого серу можно отнести и к категории опасной химической продукции, хотя такая позиция может быть оспорена, например, производителями серы, химиками или юристами. Тем не менее сера при нарушении технологии производства, размещения, хранения, транспортировки и использования может быть реально опасной как для человека, так и для природной среды.
Исходя из этого у производителя серы, т.е. химической продукции, возникают определенные обязательства, вытекающие из положений Закона о безопасности химической продукции. В частности, в соответствии со статьей 12 закона не только производитель химической продукции, но и поставщик и импортер обязаны зарегистрировать химическую продукцию. При этом незарегистрированная химическая продукция обращению не подлежит. Кроме этого, эти же субъекты обязаны обеспечивать соблюдений требований законодательство Республики Казахстан в области безопасности химической продукции, а также производственный контроль за безопасностью химической продукции и на стадиях ее жизненного процесса; информировать уполномоченные органы о выявлениях несоответствиях химической продукции, которые не отвечают требования безопасности, установленным законом и техническим регламентами; предоставлять достоверную информацию о безопасности химической продукции потребителям и уполномоченным органам по их требованию; предоставлять уполномоченным органам информацию, необходимую для проведения государственного контроля, в частности паспорт безопасности химической продукции, свидетельство о регистрации, сертификат соответствия или декларацию, другие документы и сведения технического характера; осуществлять обязательную оценку риска химической продукции (определение вредных воздействий химических веществ, способных нанести вред жизни и здоровью человеку и окружающей среде, сферы распространения их вредного воздействия).
Дополнительные требования по обеспечению мер безопасности при производстве и применении химической продукции установлены также совместным приказом министра внутренних дел РК № 153 от 28 апреля 2008 г., министра здравоохранения РК №233 от 24 апреля 2008 г., министра индустрии и торговли РК № 146 от 10 апреля 2008 г., министра охраны окружающей среды РК №102 от 24 апреля 2008 г., министерства сельского хозяйства РК №228 от 14 апреля 2008 г., министра транспорта и коммуникаций РК «176 от 18 апреля 2008 г., министра труда и социальной защиты РК №102-п от 22 апреля 2008 г., министра по чрезвычайным ситуациям РК № 87 от 25 апреля 2008 г., министра энергетики и минеральных ресурсов РК № 124 от 22 апреля 2008 г.
Важное значение имеет и соблюдение производителем серы положений Государственного стандарта Республики Казахстан « Паспорт безопасности продукции, веществ и материалов» (далее – СТ РК 1185- 2002), который устанавливает общие требования к составлению, содержанию, оформлению, регистрации, распространению и применению паспорта безопасности продукции, веществ и материалов. Данный стандарт распространяется на производимые и ввозимые в страну вещества и материалы, предназначенные для реализации на рынке Республики Казахстан. Он не распространяется на полезные ископаемые в состояние залегания ( в том числе необогащенное сырье, природные воды, породы, образцы почв и т.д.); готовые лекарственные препараты; радиоактивное сырье, вещества и материалы и их отходы; продукцию сельскохозяйственного производства, а также готовую продукцию пищевой промышленности ; готовую парфюмерно-косметическую продукцию; вещества (материалы), выпускаемые по закрытой номенклатуре ( например, продукция военного назначения). Таким образом, производимая в Казахстане сера независимо от ее вида и состояния не подпадает под перечень продукции, веществ и материалов, на которые не распространяется СТ РК 1185-2002, значит, ее производитель обязан иметь названый паспорт. К примеру, в компании «Тенгизшевройл» на каждую партию произведенной и отправляемой на реализацию серы составляется соответствующий паспорт.
Производителям серы необходимо строго соблюдать и положения санитарно-эпидемиологических правил и норм, установленных нормативно-техническим актом, называемым «Санитарно-эпидемиологические требования к проектированию производственных объектов», утвержденных приказом и.о. министра здравоохранения РК №334 от 8 июля 2005 г. Эти правила и нормы предназначены для физических и юридических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией и эксплуатацией производственных объектов. Самыми важными требованиями при указанных видах деятельности, в частности и при эксплуатации производственных объектов по получению серы, являются использование технологий и оборудования, устраняющих или максимально снижающих интенсивность воздействия вредных производственных факторов на здоровье людей и состояния природной среды, снижение объемов выбросов сбросов вредных веществ в окружающую среду, а также создание санитарно-защитных зон (далее – С33).
В заключение следует остановится на специфическом техническом акте, который согласно ГОСТу 127.1-93 должен иметь каждый производитель элементарной серы, «Технологическом регламенте» производственных установок по производству серы. Проанализируем положения этого акта на примере деятельности компании «Тенгизшевройл», являющейся в настоящие время основным производителем элементарной серы в Казахстане. Так, как в марте 2008г. ТШО разработал утвердил новый «Технологический регламент установок 400/500, КТЛ – 2», срок действия которого установлен до 2013 г., т.е. это долгосрочный технический акт, позволяющий компании обеспечивать безопасную и эффективную эксплуатацию производственных объектов по выработке серы.
Данный акт содержит следующие основные положения: общую характеристику технологических установок 400\500 и назначение технологического процесса; характеристику готовой продукции, сырья, реагентов и вспомогательных материалов; описание технологической схемы названых установок; нормы технологического режима этих установок; систему контроля технологического оборудования в нормальных условиях; положение о возможных неполадках работе установок, их причины и способы устранения; основные правила безопасного ведения технологического процесса; положения о возможных аварийныих ситуациях и правила останова установок; положение об отходах производства, сточных водах, выбросах в атмосферу и методы их утилизации; требования о ведении ведомостей и иной документации касательно технологического оборудования ( предохранительных клапанов, компрессоров, насосов и т.п.); положения о перечне инструкций и иной нормативно-технической документации, разработка и утверждение которых обязательны для производителя.
Согласно названому Технологическому регламенту установки 400 и500 входят в состав комплексной технологической линии Тенгизкого газоперерабатывающего завода компании «Тенгизшевройл» (далее – Тенгизский ГПЗ).основным назначением установок 400 (процесс Клауса) и 500 (процесс Сульфрен) является получение высококачественный дегазированной серы из кислого газа. Производимого в результате аминовой очистки газа, и доочистки хвостовых газов перед термическим сжиганием их в печи дожига.
Получаемая таким образом товарная продукция, жидкая дегазированная сера, в зависимости от возможностей ее реализации на рынках сбыта частично отгружается потребителем в жидком виде в железнодорожные цистерны; часть жидкой серы отправляется на установки по ее гранулированию и чешуированию. Избыток же произведенной серы разливается (размещается) на специальные производственные площадки (серные карты) для хранения ее в твердом (комовом) виде. В дальнейшем комовая сера дробится и отгружается потребителям в железнодорожных вагонах.
В первоначальном варианте, еще до образования совместного предприятия «Тенгизшевройл», установи Клаус 400-1 и Сульфрен 500-1 были ведены в эксплуатацию в апреле 1991 г. Вторые очереди технологических установок по производству серы были введены в октябре 1991 г. В 1998 г. Компания «Тенгизшевройл» значительно модифицировала эти установки, а в 2002 г. Были введены в эксплуатацию и технологические блоки по дегазации серы.
Следует также отменить, что первоначально разработчиками проекта технологического комплекса по производству серы на Тенгизком ГПЗ, а также основными поставщиками оборудования были фирмы Lurgin (Германия), Lavalin и Lutwin (Франция). Проект же привязки этого технологического объекта к Тенгизскому месторождению был разработан во «ВНИПИгазпереработке» ( г. Краснодар). В период деятельности компании «Тенгизшевройл» эти проекты были значительно модифицированы иностранными фирмами Raip M.Parsons Company ( Калифорния, США), John Zink Co (Оклахома, США), Goar, Allison & Associates, Inc., Parson’s Energy & Chemical Ltd. При этом строительно-монтажные работы были выполнены совместной казахстанско-турецкой компанией «Сенимди Курылыс». Таким образом, в результате научной и производственной интеграции международных компаний в Казахстане создана мощная база по производству высококачественной элементарной серы, востребованной как внешними, так и внутренними рынками сбыта.
Резюмируя все изложенное, следует констатировать, что в процессе производства серы, не связанной с разработками недр, необходимо строго соблюдать положения многих нормативно-правовых и нормативно-технических актов, регулирующих отношения не только в сфере недропользования, но и в сфере промышленности, лицензирования, охраны окружающей среды, здравоохранения и т.д. Именно законная и безопасная деятельность производителя серы позволяют предупредить конфликтные ситуации, обеспечить выпуск качественной продукции, исключить вредные последствия для окружающей природной среды, а также обеспечить высокий уровень техники безопасности, что очень важно для нормальной хозяйственной деятельности субъекта производства. Необходимо на постоянной основе совершенствовать и систематизировать ведомственные нормативно-технические акты, регулирующие технологические процессы, в частности в сфере деятельности нефте, - газоперерабатывающих предприятий. Например, в Российской Федерации действуют « Правила безопасности для газоперерабатывающих заводов и производств», утвержденные постановлением Госгортехнадзора России №54 от 5 июня 2003 г. В этом нормативно- техническом акте имеются положения, регулирующие вопросы эксплуатации установок получения серы; на площадках складов, в железнодорожные цистерны, разработке серных карт, погрузке комовой и гранулированной серы в полувагоны и контейнеры, а также иные правила и нормы. Было бы полезным разработать аналогичные ведомственные правила и в Казахстане, что способствовало бы упорядочению технологического процесса при производстве серы.










автор ответ
Саттар
02 Сен 9:58
правовое регулирование оборота серы
Подскажите какими правовыми актами регулируется оборот (покупка, использование) серы в Казахстане?
(Ответить)  (Ссылка)